А ВОТ ЭТА СТАТЬЯ БЫЛА ЕЩЕ В 2009 ГОДУ ! И НИ ЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ!
«Мама, я хочу в школу!»
Дашеньке Радаевой недавно исполнилось 10 лет. На свой день рождения она не ходила в кино, не приглашала гостей. Врачи поставили ребенку диагноз – последствия органического повреждения мозга с задержкой психического развития. Сказать, что родителям таких детишек приходится тяжело – значит, не сказать ничего. Это – крест на всю жизнь. Многие не справляются, сдают больного ребенка в соответствующие государственные учреждения.
От Дашеньки родители не отказались, она живет в семье. Как ее воспитывать? Как заниматься с ребенком? Ответы на эти вопросы мать девочки Елена Радаева найти не может.
Новая жизнь Даши
В прошлом году Елена Радаева хлопотала о том, чтобы девочку зачислили в первый класс Саранской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната. Ребенка взяли с испытательным сроком на три месяца. Здесь Даше понравилось. Благодаря педагогам она втянулась в образовательный процесс, начала изучать алфавит.
Одним словом, для ребенка настала совсем новая, интересная жизнь, она общалась с другими ребятами, пыталась делать первые записи в собственных тетрадках, не просто рассматривать книжки, а стараться понять их содержание.
В классах мало учеников, поэтому педагоги занимались с каждым ребенком индивидуально.
- В этой школе - замечательные учителя, высоквалифицированные дефектологи, - продолжает Елена. - Каждый ребенок здесь сложный. А у специалистов большой опыт работы с такими детьми. Они смогли вызвать в моей дочке искренний интерес к учебе.
К занятиям не допустили
Три месяца испытательного срока истекли, но руководство школы пошло навстречу родителям. Срок обучения для ребенка продлили на год. Когда закончилось и это время, ребенку была назначена медицинская экспертиза. Из заключения врачей стало ясно – ребенок не обучаем, и Дашу на следующий учебный год к занятиям не допустили. Но ребенку ведь не объяснишь, почему ему больше нельзя ходить в школу. Она каждое утро, проснувшись, спрашивала мать: «А сегодня мы пойдем в школу?». И та отрицательно качала головой.
Девочку направили в реабилитационный центр при психоневрологическом диспансере. Сюда привозят детей не только из Саранска, но и из районов Мордовии, ведь подобных учреждений для таких ребят в республике мало.
Борьба за комнату
В реабилитационном центре ребята рисуют, играют, бегают, но образовательной программы нет никакой. - Мне бы хотелось, чтобы Даша хоть какие-то навыки грамоты получила, - говорит Елена.
Да еще и комната, где проходят игровые занятия, по площади просто мизерная. А детей много.
Родители не раз обращались к руководству учреждения с просьбой выделить помещение побольше. И после долгих попыток новую комнату все же удалось отвоевать. - Но по своей вместительности выделенное помещение оказалось таким же, как и прежнее, - рассказывает мама Марины Костиной, еще одной воспитанницы реабилитационного центра. - Поэтому в итоге мы ничего не добились. Отсутствуют элементарные условия для работы с нашими детьми.Отдел для работы с детьми-инвалидами есть и при комплексном центре социального обслуживания населения Пролетарского района, однако попасть туда можно только тем, кто прописан в этом районе. Даша и Марина живут в других районах города, поэтому попасть туда не смогли.
Родителям Даши предлагали отдать детей на обучение в социальное учреждение для детей-инвалидов в Потьме. Однако определить девочку туда - значит, видеть ее лишь раз-два в месяц, а на это Елена не согласна. Душа будет болеть за ребенка, как она там, без мамы?
Общество родителей создать не удалось
У родителей возникла идея объединиться, создать общественную организацию, чтобы сообща решать возникающие проблемы.
Кто-то предлагал самим привлекать выпускников пединститута (в вузе есть специальность, где готовят дефектологов и специалистов, готовых работать с такими детишками). Ведь специалистов в республике хватает, просто нужно организовать процесс.
Но сделать это поодиночке сложно, да и финансы потребуются. А общественной организации привлечь благотворительную помощь легче. Но эта идея пока застопорилась из-за бюрократических проволочек, с которыми родители столкнулись при регистрации общественной организации.
Опыт других городов
Между тем в больших городах функционируют неврологические центры, центры лечебной педагогики, психолого-педагогические и медико-социальные структуры, которые созданы специально для детишек, отстающих в развитии.
Здесь есть не только игровые и развлекательные занятия, разработана целая программа «Философия для детей» и собственная система обучения и для малышей, и для подростков. Причем занимаются здесь не только с детьми, но и для родителей проводят специальные тренинги, как именно общаться с такими малышами.
Специалисты центров регулярно проходят курсы повышения квалификации и учатся новым методикам в Москве и Санкт-Петербурге.
Центры активно привлекают волонтеров и спонсоров. Недавно такой центр открылся в Красноярске, идея о его создании завоевала грант.
Многим это дает шанс если не побороть тяжелый недуг, то хотя бы сделать первый шаг на пути к этому.
В Саранске и республике немало детей, по причине тяжелых заболеваний требующих особого внимания и особых условий обучения. Но у нас пока этой проблеме должного внимания не уделяется. Родители часто оказываются один на один с бедой и вынуждены бросать работу, потому что ребенка нельзя оставлять одного, а ни в одно учебное заведение его не берут.
Пришло время и в Саранске создавать психолого-педагогические центры.
Источник: Известия Мордовии
Дата: 09.07.2009